Информатика и Физика
Главная
Вход
Регистрация
Четверг, 09.05.2024, 20:23Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Главная » Статьи » Электронное портфолио

Самоанализ педагогической деятельности

Моя педагогическая философия.

 Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Каждый ученик имеет право на признание его Личностью, и должен ощущать себя Личностью. Быть любимым и уважаемым, и не потому, что он круглый отличник, а потому, что он есть. И эта работа, зачастую незаметная, состоящая из мельчайших деталей, идёт постоянно – как между уроками и после, так и на самом уроке. Психолог гуманистической школы Роджерс отмечает: «Для рождения творческих идей необходимо создание психологической безопасности и безусловное принятие ценности каждого человека».

Немецкий философ Адольф Дистервег (1790–1866) создал теорию воспитания, базирующуюся на трех принципах.

Принцип природосообразности, позволяющий учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка. У детей разного возраста различная мотивация деятельности. Каждый ребёнок обладает определенным типом памяти, имеет свой темперамент, свое восприятие. Не учитывать этого нельзя.

Принцип культуросообразности. Знание среды, в которой живет и общается ребёнок, позволяет учителю избежать ошибок. Каждый человек – продукт своего времени, общества, в котором он живет, семьи, в которой он воспитывается.

Принцип самодеятельности, предусматривающий свободное самоопределение ребёнка. Очень важно в каждом ребёнке видеть личность, способную к развитию и самосовершенствованию. Каждый человек идет к познанию своим путем, достигая гармонии с природой, обществом и самим собой. Ни в коем случае нельзя подавлять свободное развитие ребёнка – нужно направлять и корректировать его.

Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений являются исходными позициями в устремлениях школы к гуманизации образования.

В процессе моего становления в роли учителя я определил для себя следующие педагогические  задачи, которые и стараюсь решать каждый день:

  • Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
  • Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
  • Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  • Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
  • Подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором, обладающих исследовательскими навыками,  умением самостоятельно и творчески мыслить, умением пополнять свои знания. «Исполнение предприятия приятно щекочет самолюбие». Как верно подметил Козьма Прутков, когда изрёк свой очередной афоризм.

Сегодня, в мире быстрого развития информационных коммуникаций и технологий, наиболее успешным оказывается «человек обучаемый», чем «человек обученный». В процессе образования, наряду с прочными базовыми знаниями и умениями, ученику необходимо привить умения получать, обрабатывать и применять информацию из различных источников. Это означает, что любой преподаватель обязан пересмотреть старые и предложить новые методы образования, в том числе и метод образования в проектной деятельности.

  • Быть внимательным каждому ребёнку, воспитывать в них уважение к себе и окружающим. В своё время Сухомлинский сказал: «Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее».

  

Учить ребёнка делать хорошее – это основное моё педагогическое кредо.

И каждый раз, собираясь на урок, я ставлю себе цель: должно быть наглядно, понятно, интересно и поучительно. Покидая дом и направляясь в школу, всегда вспоминаю одно правило: «Плохое настроение ребёнка – это сигнал для преподавателя, который преподаватель должен вовремя заметить, но плохое настроение учителя – это то, что преподаватель должен тщательно скрывать от детей». Только помня, что самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой, а дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным, можно добиться определённых результатов.

 

 

Из опыта работы.

Я педагог. И как педагог, я каждодневно должен решать задачи образования и воспитания личности и развития личности. Наряду с образовательно-воспитательной задачами, я немалое внимание уделяю задачам самообразования и обмена опытом, методической и экспериментальной работ.

  Речь ученика и учителя – это одно из главных инструментов общения, и этот инструмент требует к себе бережного отношения. Моё глубокое убеждение в том, что грамотная речь и грамотное письмо имеют огромное значение для любого субъекта образовательного процесса.

Меня коробит тот факт, что в нашем обществе много сквернословия, и что ученики, не умея контролировать свою речь, говорят грязным языком. Иногда поражаюсь глухоте некоторых учителей и родителей этим явлениям. Иногда бывает достаточно пристыдить ученика несколькими фразами: «как это некрасиво»; «испортил все приятные впечатления о себе»; «не понял, попробуй объяснить без матерщины». Учи детей жизни, и никогда не будь равнодушным к вопросам воспитания.

Умеем ли мы сами и учим ли своих учеников общаться, не оскорбляя и не унижая других? Умеем ли мы сами и учим ли своих учеников просить прощения? Я считаю, что эти вопросы должны волновать любого преподавателя. И, если по моей вине обижен ученик (хотя этого стараюсь не допустить), я считаю своим долгом просить прощения у него, этому учу и своих учеников.

Знания и умения ученика. Каждый раз, готовясь к уроку, я повторяю «материал урока нужно излагать научно, доступно, наглядно и полно».

Считаю, что основным продуктом моей деятельности должен быть - ученик, способный к самообразованию, самовоспитанию и самореализации.

Ученикам я должен дать прочную основу в знаниях и выработать у них широкий спектр навыков. Исследования показывают, что человек обучаемый, успешнее человека обученного. Это означает, что я должен научить учеников методам поиска, обработки и применения информации. Я должен развить у них творческие и исследовательские качества.

Приемы и методы, которые я применяю в урочное и внеурочное время:

  • основные выводы темы всегда записываем в тетрадь, часто пользуемся схематичной записью;
  • на различных этапах урока провожу самостоятельную работу учеников с учебником, дополнительной литературой, с формулами и по решению задач. Провожу фронтальные и индивидуальные опросы учеников.
  • часто на уроках создаю проблемную ситуацию, которую решаем совместно с учениками.
  • на уроках использую опыты и демонстрации.

Очень часто применяю простые и наглядные демонстрации, которые разрабатываю сам. Разрабатываю и создаю различные демонстрационные приборы.

  • провожу лабораторные работы, классические и исследовательские по собственной методике.

Довелось мне слушать выступление молодой учительницы физики, которая представляла свой опыт проведения лабораторных работ как инновацию в преподавании физики. И она говорила, что при проведении лабораторных работ пользуется программой Ms Excel и в этом она видит инновационность. Я задаю вопрос: А на каком этапе ученики применяют Excel, и в каком формате ею пользуются?

Далее она дает ответ на мой вопрос – ученики проводят измерения, заполняют готовую таблицу Excel…

Я не понимая, в чём тут инновационность? Для подсчета результата, чем хуже калькулятор, с ним вы хотя бы отработаете навыки округления результата, или подсчет столбиком, с ним вы отработаете арифметические действия и правила округления. Современные ученики не знают и о логарифмических линейках, примени её и ты поменяешь только инструмент, а не методику.

Применяю ли я сам электронные таблицы, и как это я это делаю?

  1. Каждый ученик получает индивидуальную исследовательскую задачу, например, исследовать зависимость силы тока от сопротивления проводника и построить график этой зависимости.
  2. Даю ориентиры, в каких классах данная тема изучается.
  3. Ученик сам получает необходимые формулы, составляет методику проведения опыта, проводит измерения, составляет электронную таблицу, по данным измерения заполняет таблицы (с теоретическими и с измеренными данными), строит график, проводит форматирование таблицы и графика, защищает работу.

На всех этапах учитель только консультант.

Безусловно – это требует время. Теперь сравним, сколько навыков отрабатывает первый учитель и сколько – второй.

  • пользуюсь различными моделями, в том числе компьютерными и разработанными мной или моими учениками. Речь идёт не только о компьютерных моделях. Очень часто моделирование провожу с учениками в игровой форме.
  •  провожу видеоуроки или уроки с применением ИКТ.

Когда моя видеотека на киноплёнках пришла в негодность, я несколько лет не находил себе места. И примерно в это же время закрыли и проект «видеоуроки по телевидению» и вздохнул с облегчением, когда школа закупила видеоматериалы по школьным предметам и открыла кабинет мультимедиа. Я с удовольствием возобновил видеоуроки по физике, с последующим анализом, конспектированием и закреплением материалов урока.

  • так как я много лет веду информатику и усиленно занимаюсь самоподготовкой, то очень часто на уроках физики применяю ИКТ. Такие уроки я разрабатываю сам и вовлекаю в это и своих учеников.
  • важное место в моей педагогической работе занимает организация обучения учеников в проектной и исследовательской деятельности.

Основное направление проектной деятельности – разработка информационных объектов по физике  на уроках информатики и ИКТ и во время кружковых занятий. Результатом этой деятельности являются программные разработки и информационные объекты, используемые на уроках и в процессе самоподготовки. Проектная работа осуществляется по разработанной мной методике «Программа обучения учеников в проектной деятельности на уроке и кружковых занятиях по предмету информатика и ИКТ».

  • важное место в моей работе занимает использование межпредметных связей в образовательной деятельности

Учитель должен создать условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач, дать ученикам инструмент для достижения поставленной цели.

С этой целью:

  • предлагаю ученикам дополнительные источники информации в виде справочников или дополнительной литературы, предлагаю ссылки на Интернет ресурсы образовательного и воспитательного содержания;

сам разрабатываю методические комплекты, разрабатываю электронные информационные объекты.

Категория: Электронное портфолио | Добавил: shzz (03.11.2014)
Просмотров: 468 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz